ВОСТОЧНЫЙ ДРАКОН

ИНЬ/ЯН

24 формы ЧЕНЬ

Родоначальником стиля Тайцзицюань выступает Чэнь Вантин (陈王廷 1600-1680), который родился в деревне Чэньцзягоу, расположенной в провинции Хэнань.

Чэнь Чансин (陈长兴1771-1853) потомок Чэнь Вантин научил Ян Лучанья (杨露禅 1799-1872), жителя деревни Юннян (провинция Хэбэй).

Прямой потомок Ян Лучаня, в свою очередь, трансформировав стиль Чень, создал стиль Тайцзицюань.

Сам стиль У (吴) появился на основе Ян стиля. Ян Лучань выучил своего земляка У Юйсян (武禹襄 1812-1880) Чэнь стилю Лаоцзя. У Юйсян выучил ещё Чэнь стиль Сяоцзя от Чэнь Цинпина (陈清萍) и создал стиль У (武).

Из самого стиля У (武) появился уже Сунь, который вместе со стилями Ян и У (吴) косвенно берут свое начало от стиля Чэнь.

Тай-цзи – известная китайская гимнастика, и в то же время боевое искусство. Тай-цзи цюань основано на главных философских принципах даосизма – монаде инь ян. И сочетает в себе взаимодействие яньских (активных) элементов с иньскими (пассивными). Дело в том, что одно из существенных требований к выполнению комплексов тай-цзи – управление ци в динамике. Получается, что тот кто владеет искусством цигун, может существенно укрепить свои навыки, усложняя практику движением. Это представляется очень интересным с точки зрения Цигун: тай-цзи - метод продвинутой тренировки энергии.

Тайцзи-цюань это китайское традиционное боевое искусство. Название «Тайцзи» обычно переводится как «Великий Предел», что в китайской космологии обозначает постоянное чередование двух начал – Инь и Ян. Теория Тайцзи-цюань базируется на концепции Инь-Ян, в основе которой лежит единство противоположностей, взаимопереход одного в другое (наполненное – пустое, жесткое – мягкое, открытие – закрытие и др.).

Тайцзи-цюань - это не только боевое искусство, но и укрепление здоровья. Все движения Тайцзи цюань предусматривают круговые вращения, которые обеспечивают правильную и бесперебойную циркуляцию внутренней энергии, что является залогом крепкого здоровья и долголетия.

Все стили Тайцзицюань прямо или косвенно родились из боевого искусства семьи Чэнь. Стиль Чень основан на «усилии наматывания шелковой нити» и известен чередованием быстрых и медленных движений и низкими стойками. Характерной особенностью стиля являются взрывные выбросы силы, называемые "пушечные удары".

Термин «тай-цзи» переводится как «космос» и является производным от названия «Ицзин» (И-чин), или «Книги перемен», являющейся сокровищницей даоской философии. Однако достоверных свидетельств происхождения самого искусства не сохранилось, несмотря на обилие теоретических выкладок по этому поводу. Существует летопись времен династии Тан (618—907), повествующая об отшельнике Шу Шуань Пине, владевшем искусством под названием «37 приемов тай-цзи» или «Ченчуань» («Длинный кулак»), по аналогии с китайским названием великой реки Янцзы («Длинная река»), поскольку выполнение приемов напоминало плавное и продолжительное течение национальной святыни. Примерно в то же время на горе Вуданг проживал даоский священник Ли Дао Дзы, практиковавший искусство под названием «Первозданный длинный кулак», во многом напоминавшее «37 приемов тай-цзи».
Первое упоминание термина «тай-цзи цюань» можно встретить в классическом трактате «Способ достижения Просветления посредством чтения Священной Книги», написанном Ченом Линь Ши в последние годы правления династии Лиань (907—923). Учителем Чен Линь Ши был Хань Гонг Ю, назвавший свое искусство «14 приемов тренировки тай-цзи».

Стиль Чень ярок и разнообразен. Присутствие плавных и резких движений производимых с различной скоростью, а также различные вращения, «толкания» и « силовые энергетические взрывы» характеризуют этот стиль как отдельную ветвь боевых искусств. Отличительной чертой для Тайцзи-цюань стиля Чень является низкая стойка в бое (в то время как в других боевых искусствах практиковалась высокая и средняя позиции) и использование даньтянь (нижней части живота), секрет применения которого был тайной многие годы. Но теперь постижение всех секретов данного вида боевых искусств доступно любому. Изучать Тайцзицюань нужно только со знающим учителем. Книги и публикации являются всего лишь дополнительным вспомогательным средством.

О ТОМ, КАК ЗАНИМАТЬСЯ ТАЙЦЗИ ЦЮАНЬ


Искусство Тайцзицюань основывается на принципах: "слабое побеждает сильное", "мягкое превосходит жесткое", " сила иглы спрятанной в вате ", преимущество мягкости и податливости кошки в поединке с жесткими атаками собаки.

Эти принципы распространяются, в сущности, на всю жизнь человека. Чтобы постичь их, требуется немало времени. Даже если иметь хорошего учителя и знающих друзей и быть искренним в своих устремлениях, без постоянных тренировок тела и непрерывного укрепления духа успеха не достичь. А без непрерывного усилия совершенствования сознание как бы впадает в спячку, и в конце концов ученику остается разве что рассуждать о мастерстве. Поэтому древний мудрец говорил: "Нет толку в том, чтобы думать попусту, лучше учиться".
Начинающему изучать Тайцзицюань следует прежде всего обратиться к основным стойкам - тем, о которых говорится в древних трактатах. Под наблюдением учителя следует разучивать эти позы одну за другой, стараясь понять, как нужно выполнять их правильно. С самого начала ученик должен обратить внимание на положения: внутреннее, внешнее, верх, низ. То, что называется "внутренним", означает не что иное как "действовать сознанием и не применять физическую силу"; понятие "низ" подразумевает собирание энергии, а понятие "верх" - подразумевает легкость, или опустошенность, верхней части, "чтобы кровь и энергия, беспрепятственно циркулируя, проходили через верх". "Внешним" зовется легкость всего тела, а также взаимодействие стопы, ноги и поясницы, опущенные плечи согнутые в локтях руки.
Следует многократно повторять одно и то же положение или движение с тем, чтобы приучить тело к правильному его выполнению. Только после того, как данное движение или поза досконально усвоены, можно переходить к разучиванию следующей позы.
Во время занятий все части тела и суставы должны быть расслаблены. Корпус нужно держать прямо, чтобы энергия свободно растекалась по телу; верхние и нижние конечности, а также бедра и поясницу не нужно поднимать слишком высоко, чтобы не напрягаться.
Выполняя комплексы движений, нужно держать голову строго вертикально, не позволяя ей отклоняться вперед или назад, влево или вправо. У вас должно быть такое чувство, словно у вас на голове лежит какой-то предмет, который может тотчас упасть вниз, если хоть немного наклонить голову. Однако при этом не должно быть ощущения закрепощенности и скованности тела из-за неестественного положения головы. Взгляд большей частью направлен прямо перед собой, но иногда, следуя импульсу движения, перемещается вместе с перемещением тела. Так "пустой", или рассредоточенный, взгляд может фиксироваться на той или иной частя тела и сопровождать его движение. Рот слегка прикрыт, дыхание идет через нос, что наиболее естественно. По мере накопления слюны под языком ее следует глотать, но ни в коем случае не выплевывать.
С самого начала обучения следует обратить пристальное внимание на положение позвоночника и спины ученика. Спину нужно держать прямо, но при этом не совершать усилий. Это требование касается не только статических поз, но и движений вперед и назад, а также поворотов корпуса. Плечи следует держать опущенными, грудь не выпячивается вперед и т.д. Если сразу упустить этот момент правильной постановки позвоночника, то исправить это в дальнейшем будет гораздо сложнее, да и должного результата добиться трудно.
Суставы верхних конечностей должны быть расслабленными, плечи опущены, руки согнуты в локтях, кисть руки слегка приподнята, пальцы чуть согнуты, движением рук управляет намерение (воля), и тогда "ци проявится в пальцах".
Ноги следует строго разделять на "пустую" и "наполненную"; походка должна напоминать мягкие шаги кошки. Если вес тела переносится на правую ногу, то освобождается при этом левая нога, которая, в свою очередь, готова принять на себя вес тела в следующий момент. Такой перенос тяжести тела с одной на другую ногу осуществляется плавно, медленно и непрерывно в течение всего выполнения комплекса. Поэтому "пустую" ногу нельзя назвать "пустой", а "наполненную" - до конца "наполненной".
Различаются два вида ударов ногами: когда удар производится носком ноги (ти туй) и когда удар наносится пяткой и практически всей поверхностью стопы (дэн туй). Удар должен сопровождаться и осуществляться, следуя направленному сознанию, которое, в свою очередь, ведет энергию, чтобы суставы ноги были расслаблены, и тогда тело будет находиться в равновесии. Если устойчивость опорной ноги теряется, то и удар ногой не будет иметь силы.
Заниматься Тайцзицюань лучше всего следующим образом: сразу после пробуждения исполнить комплекс движений два раза подряд, а также дважды перед сном. Утром и в вечернее время следует исполнить комплекс по одному разу, и еще два-три раза в течение дня. После еды или если выпили спиртного , следует воздержаться от выполнения комплекса. Местом занятий служит как закрытое помещение, так и любая открытая площадка при условии отсутствия сквозняков и дурного запаха. Одежда ваша должна быть свободной, обувь удобной и легкой. Нельзя снимать одежду, если выступит пот, и принимать холодный душ после занятий.

Слово «мудрость» нередко вызывает ассоциации с образом седого восточного старца, облаченного в кимоно, с посохом в руках и усталым, но удивительно проницательным взглядом. Даже сегодня культура Китая для многих людей загадочна. Жителей этой страны отличает поразительная смесь внешнего спокойствия, внутренней силы и самодисциплины. Для европейского человека Китай – это «монахи», «духовные поиски», «медитация» и боевые искусства. Причем многие предпочитают перенять лишь последнее, забывая о том, что искусство боя подразумевает единую «смесь» философии и боевой тактики, духовного начала и умелой техники боя.

Тайцзи-цюань стиля Чень является древнейшим «пра» всех существующих на сегодня стилей Тайцзи и основан не только на физическом, но и на энергетическом преобразовании силы. «Путь» человека отдавшего предпочтение стилю Чень состоит из 3-х этапов:
изучение сущности движений;
понятие оружия (веер, меч, копье);
понятие партнера.


Тайцзи-цюань стиля Чень – это целое направление боевых искусств, отличающееся наибольшей зрелищностью, грациозностью и эффективностью в боевом поединке. Стиль Чень – это ритуал, плод самопознания объединенного с совершенной тактикой боя. Передаваясь из поколения в поколения, Тайцзи-цюань стиля Чень объединил в себе несколько течений: старый стиль (Лаоцзя), более усовершенствованный стиль (Сяоцзя), новый стиль (Синцзя).

ЗАН САНЬ ФЕН И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ
Большинство исследователей единодушно признают основателем тай-цзи цюань даоского священника Зан Сань Фена (иногда его имя произносят как Чан Сань Фун), жившего в конце правления династии Сон (XIII в.). После изучения в монастыре Шаолиня кунг-фу, цигун и дзэн Зан Сань Фен продолжал совершенствоваться в боевом искусстве и духовном развитии в Пурпурном храме, располагавшемся на вершине самой почитаемой в даосизме горы Вуданг.
Однажды Зан Сань Фен оказался свидетелем поединка между змеей и журавлем (в некоторых источниках воробьем). Увиденное вдохновило его на создание стиля, сглаживающего жесткую динамику школы кунг-фу и названного впоследствии «32 длинных кулака Вуданг». Позднее это направление получило название «тай-цзи цюань». Зан Сань Фен стал первым мастером боевых единоборств, отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком, «набивания» ладоней и пальцев в емкостях с горохом, поднятия тяжестей и отдавшим предпочтение «внутренним» методам тренировки, таким как контроль за дыханием, укрепление энергии ци и медитации. Он по праву считается родоначальником внутреннего кунг-фу, объединявшего стили тай-цзи цюань, пакуа и синьи. Большинство школ тай-цзи почитают этого мастера как отца-основателя тай-цзи цюань. Исключение составляет стиль чень, о котором будет рассказано несколько позже.
Существует достаточно свидетельств реального существования Зан Сань Фена, хотя некоторые ученые склонны его мифологизировать. На горе Вуданг до сих пор покоятся две огромные каменные плиты, прославляющие Зан Сань Фена как даоского святого. Оба памятника были возведены во времена династии Мин императорами Сень Зу и Йинь Зон. В «Истории императорской династии Мин» есть запись о том, что Зан Сань Фен родился в 1247 году, изучал даосизм под руководством наставника по имени Огненный Дракон на горе Наньшань в Шэньси и в течение девяти лет совершенствовал свой дух на горе Вуданг. Там же он стал известен как «Святой Бесконечного Духовного Достижения» и стал первым патриархом внутренней школы боевых искусств. В «Летописях Великой Вершины Горы Вечного Мира» есть упоминание о том, что он занимался исследованием инь—ян космосаи изучал источник долголетия черепах и журавлей, причем добился ощутимых результатов. «Книга облаков и воды» рассказывает, как Зан Сань Фен, с лютней и мечом за спиной, напевая даоские песни, расхаживал по горам, постигая удивительные тайны космоса.

Это одна грань версии о происхождении Тайцзицюань.
А вот еще одна...

Термин «тайцзи» – «великий предел» впервые появился в «И цзин» («Книге перемен»). Во времена династии Сун (IX– XIIIв.в.) ученый конфуцианец Чжоу Дуньи создал графическое изображение «круга тайцзи» и прокомментировал его как космический закон зарождения и развития всех природных процессов. В тайцзицюань каждое движение выполняется по круговой траектории, и точно так же, как на изображении «круга тайцзи» в каждом движении содержится постоянная смена противоположностей. Например: пустое – полное, движение – покой, мягкость – твердость, наступление – отступление, и т.д. Все движения в тайцзицюань от начала до конца выполняются без разрывов и остановок, как если рисовать окружность. Мастер ушу из провинции Шаньси Ван Цзунъюэ, основываясь на филосовском учении инь – ян и тайцзи, применил эти принципы к искусству рукопашного боя, и назвал его «тайцзицюань».

Тайцзицюань раньше называли «чанцюань» – «длинный кулак», «мяньцюань» – «ватный кулак», «шисань ши» – «тринадцать поз», «жуаньшоу» - «мягкие руки». Первоначальное авторство тайцзицюаня приписывалось и Танскому поэту Сюй Сюаньпину, и даосу Ли Даоцзы, и отшельнику Чжан Саньфэну. Историк китайского ушу Тан Хао провел детальное исследование и установил, что создателем тайцзицюань является Чэнь Вантин из провинции Хэнань, уезда Вэньсянь, деревни Чэньцзягоу, жившим в конце династии Мин – начале Цин. Очень многие мастера ушу считают именно ЧэньВантина создателем тайцзицюаня.

В конце династии Мин – начале Цин в Провинции Хэнань, уезде Вэньсянь, деревне Чэньцзягоу представитель девятого поколения семьи Чэней Чэнь Вантин (второе имя Цзоутин, 1600 – 1680 г.г.) с малых лет изучал гражданские науки и практиковался в воинских искусствах, преемствовал технику своих предков. Позже он выдержал экзамены в уездной школе. Таким образом, Чэнь Вантин сочетал в себе и культурное и боевое начала. В 14 году правления под девизом Чун – чжень династии Мин (1641 г.) он занимал должность командира отряда ополчения уезда Вэньсянь, «носил кольчугу и меч, сметал толпы бандитов». После падения Минской династии удалился от дел, вернулся в родные места, занялся обработкой полей и рыбной ловлей, прогуливался на лодке по рекам между скал. Он оставил после себя такие строки: «Тщетно удостаивали меня благодеяниями и милостью. Сегодня же я стал годами стар и одряхлел, лишь «Канон внутренних покоев Желтого императора» стал моим неразлучным спутником. Пребывая в праздности, создаю метод кулачного искусства, когда хлопочу по хозяйству, обрабатываю поле. Пользуясь мгновениями досуга, обучаю сыновей и внуков становиться подобными тиграм и драконам». Метод кулачного боя, созданного Чэнь Вантином сегодня называют «Лао цзя Чэньши тайцзицюань» – «Старая форма тайцзицюань семьи Чэнь».
«Создавая кулачное искусство» Чэнь Внтин взял за основу старинное кулачное искусство клана Чэней, которое идет из провинции Шаньси, уезда Хундун; принцип инь – ян из древнего трактата «И цзин». Увязал это с даосскими методами саморегуляции даоинь и туна из медицинского трактата «Хуантин цзин»; заимствовал приемы армейского рукопашного боя из системы генерала Ци Цзигуана, описанных в «Цзисяо синьшу. Цюаньцзин саньшисань ши» («Новая книга записок о достижениях в воинском деле. Трактат о кулачном искусстве в 33 позициях»).

Ниже приводится прекрасное свидетельство тому, что первоначальной целью создания тай-цзи цюань было духовное совершенство. Стихи называются «Песня восседающей тишины»; отрывок заимствован из произведения «Тайна обретения внутреннего эликсира в искусстве тай-цзи», автором которого называют Зан Сань Фена.

Сидя в спокойствии, отдавшись созерцанью,

Ты обретаешь импульс в юньгуань.

Дыхание свободно, но подвластно,

Инь—ян друг в друга плавно переходят

И животворным светом тело заполняют.

Покоен будь, огню позволь гореть неспешно,

Закрой глаза и мыслью сердце обними.

Твоим источником пусть станет безмятежность,

И через сотню дней увидишь результат,

Как капля эликсира, созданная кань,

И Желтой Женщиной подаренное пламя,

Дитя и мать пурпуром осияет.

И безграничность красоты непостижимой

Наполнит жизненной энергией все тело.

Кому подвластен столь прекрасный опыт?

Глухого чудным грезам он подобен.

Душою всей внимай первопричине,

И эликсир преодолеет три барьера.

Поднимется с даньтянь до высоты ниюнь

И в зонгуань продолжит погруженье.

Вода с огнем текучей станут ртутью,

А ву и йи составят эликсир.

Позвольте мысли спать, и жизнь восторжествует,

И дух ваш породит три тысячи миров,

И золотой петух вам песню пропоет

В тени деревьев, тени не дающих,

А красный лотос расцветет во мраке ночи.

И вновь зима настанет, солнце засияет,

И рев дракона потрясет все сущее вокруг,

Благословляя тигров радость,

Божественная музыка наполнит небеса,

Ничто возникнет из туманной смеси,

И бесконечность обретет свой образ,

Прекрасный в таинстве своем и тайный во красе.

Круговорот потока прорывает три барьера;

Союз земли и неба порождает все явленья.

Природы пей росу — она сладка, как мед,

Напиток будд и святости отрада.

Когда предел положен двойственности тленной,

Я понимаю — веры все равны пред Богом!

Когда устал, то спи, коль голоден — то ешь,

Потом же ладан воскури и медитируй.

Великий дао-путь представь перед собою,

Не поддавайся никаким лукавым искушеньям,

Ведь, потеряв обличье человека,

На миллионы лет утратить можешь душу

. Блаженный духом обретает небо,

Слепец блуждает в дебрях практицизма.

Глупцу конечность тайны не доступна,

А упустить ее — тягчайший грех.

Пускай четыре принципа в основу

Пути земного лягут в одночасье.

Во-первых, отомкни ворота тайны дивной

И взращивай росток души без перерыва,

Позволь учителю составить эликсир.

Известно избранным, что истинная ртуть

Не что иное, как напиток долголетья и жизни вечной.

Лови же каждое мгновение, работай над собою

И не откладывай духовной тренировки напоследок.

Возвыситься душой возможно за три года,

Кому-то девять лет необходимо, Чтоб засияла эликсира сила.

Желающим узнать об авторе стихов, спешу сказать,

что эту песню сердцем написал

Смиренный дао жрец, поклонник Пустоты и Чистоты,

святой Сань Фен.

Стихотворение, несмотря на символичность языка, обусловленную желанием скрыть истину от непосвященных, нацелено на достижение высших ступеней мастерства в тай-цзи цюань, даосизме и любых других

духовных дисциплинах.

История тайцзицюань

В настоящее время существуют две версии о происхождении тайцзицюань. Принятая ныне в КНР официальная версия базируется на работах Тан Хао и Гу Люсиня (ее будем условно называть "чэньской"). Однако в последнее время стали раздаваться голоса, что Тан Хао и Гу Люсинь исказили историю тайцзицюань в пользу тайцзицюань семьи Чэнь, а на самом деле все было не так (эту версию будем условно называть "нечэньской").
"Нечэньская" версия истории тайцзицюань

В данной версии считают, что первым стал преподавать тайцзицюань некий Хань Гунъюэ, живший в период Южных и Северных династий, который обучил Чэн Линси. Впоследствии это искусство передавалось в роду Чэна несколько поколений, пока не достигло Чэн Би, который изменил название с "тайцзицюань" на "сяо цзютянь фа" ("малый метод девяти небес"). При династии Тан жил поэт Сюй Сюаньпин, который переработал комплекс Чэн Линси, и написал ряд трактатов, в которых называл свое искусство "чанцюань" ("кулачное искусство длинных движений"). Примерно тогда же жил некий Ли Даоцзы, который преподавал кулачное искусство, именуемое то "чанцюань", то "сяньтяньцюань" ("прежненебеный кулак"). Рассказывают, что благодаря даосским методам продления жизни Ли Даоцзы дожил до династии Сун, поселившись в горах Удан и обучая кулачного искусству людей из клана Сун. Когда его следы затерялись, то несколько человек пошли его искать, и наткнулись на даосского отшельника Чжан Саньфэна. Чжан Саньфэн знал систему Сюй Сюаньпина, у него ей научились многие, в том числе Чжан Сунси и Хуан Байцзя. Через Ван Цзунъюэ и Цзян Фа это искусство достигло Чэнь Чансина, у которого учился Ян Лучань.
"Чэньская" версия истории тайцзицюань

В 1930-х Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин - начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники по ошибке: один из "историографов" тайцзицюань спутал одного из легендарных мастеров стиля - Ван Цзунъюэ - с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. От Чэнь Вантина искусство дошло до Чэнь Чансина, у которого учился Ян Лучань. Из чэньской родились другие ветви тайцзицюань.
Появление тайцзицюань перед широкой публикой

Появление тайцзицюань перед широкой публикой произошло в XIX веке, когда в Пекин прибыл Ян Лучань. В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружжия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большшинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на "пушечных ударах". Из "старой формы" Чэнь Юбэнь создал "новую форму", отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви тайцзицюань.

Таким образом, постепенно из боевого искусства тайцзицюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Яна и У ("шумный"). В 1925 году Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, прибыл из Пекина в Шанхай, где основал "Общество мягкого кулака". Там он за плату обучал стилю семьи Ян, призывая воспользоваться его лечебным и оздоровительным действием. Затем в Шанхай стали приезжать учителя и других школ. В октябре 1928 года в Пекин был приглашен Чэнь Факэ, и массы увидели исходное тайцзицюань семьи Чэнь, именно как боевое искусство. Но это было настолько непривычно, настолько отличалось от прочих ветвей тайцзицюань, что его приняли довольно вяло. Как писал Гу Люйсинь "У Чэней способы для корпуса и рук отличаются вращением, об усилии обматывающего шелка сказано более детально, выброс усилия по скорости [с прочими направлениями тайцзицюань] не сравнить. Жаль только, что люди осваивают с трудом, берут мало, так что он не очень прославился".

После образования Китайской Народной Республики была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся "Упрощенное тайцзицюань", в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений (исходный комплекс стиля семьи Ян состоит из 81 движения). В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.

В сердце нет эмоций, в мысли нет движения, в глазах нет видимого (сердце не чувствует, мысль не движется, глаза не видят), тело не шевелится. Инь и Ян еще не обособились. Ясное и смутное еще не разграничено. Хаос и порядок еще не разделились. Если мы посмотрим на новорожденного человека, это идеал, у него присутствует цельное Ци. Ци – Инь Ян неразделимы как цельное, рождённое между Небом и Землей и придерживается природы Инь и Ян. Но есть то что постепенно с вливанием ребенка в социум ,затмевает его сознание! Это материальные желания. Отсюда возникает испорченная Ци и грубая Ли. Кроме того, незнание того, как взращивать внутреннее и воспитывать внешнее. Поэтому не достигается равновесие между Инь и Ян.

Для получения первоначальных малейших эффектов когда вы почувстуете результат от работы с Тайцзи вам нужно три ключевых аспекта:

· Осведомленность о степени смысле практики и принципов тайцзи


Развитие осознанности при практиковании.. Это означает, почувствовать разницу, когда вы не расслабленны, а затем постепенно в отличие от этого, вы будете чувствовать разницу своего состояния уже расслабленного и продолжать более расслабленным.

· Сохраняя веру необходимо сохранять и прилежность в занятиях несмотря на то что первоначальное возбуждение от начала занятий закончилось. Вот тогда вам нужно быть более старательным поскольку на тот момент заметных результатов в ощущениях своего сознания и тела вы еще не будете иметь, но надо продолжать ежедневную практику тайцзи, как гигиенических или косметических процедур 15 -30 мин в день


В один прекрасный момент вы почувствуете что вы уже не можете обходиться без нее и вам будет чего то нехватать, как будто вам не хватает темных очков в солнечный день или принять душ после рабочего дня.

История Тайцзи-цюань

Кем и когда был создан тайцзи-цюань точно установить невозможно. Однако из истории известно, что во времена династии Мин (1368 – 1644) был известный военачальник – маршал Ци Цзигуан (1528 – 1587). Он разработал эффективную систему кулачного искусства для воспитания воинов, основываясь на 16-ти стилях различных родовых школ и состоящую из 32-ух базовых приёмов.

Первым, кто начал практику школы и реальным основателем тайцзи--цюань семьи Чэнь считается мастер Чэнь Вантин (1587 – 1664), второе имя Чэнь Цзуотин из деревни Чэньцзягоу, которая расположена на горном перевале Цинфенлин к востоку от уездного города Вэньсянь провинции Хэнань. Он служил в армии в провинции Шаньдун, где прославился как мастер искусства кулачного боя и владения холодным оружием. Позже он переехал в родной уезд, где служил охранником и успешно боролся против местных бандитов и разбойников. Чэнь Вантин был образованным человеком, что позволило ему систематизировать знания по искусству поединка в стройную систему, которая, в последствии, получила название - тайцзи-цюань. Будучи в преклонном возрасте Чэнь Вантин занимался обобщением материалов по цюаньшу, отбирал всё лучшее и эффективное из опыта других школ, разрабатывал теорию взаимодействия противоположностей инь - ян, составлял руководство по цзинло, занимался вопросами саморегуляции, создал целостную систему тайцзи--цюань на основе взаимодействия инь - ян. Его система включала пять комплексов тайцзи-цюань, комплекс «паочуй», «108 форм чаньцюань», упражнения «туйшоу», фехтование мечом «цзянь» и «дао», копьем, шестом и др. Отличительной особенностью системы Чэнь Вантина является сочетание искусства кулачного боя с саморегуляцией, дыханием и движением энергии ци в человеческом организме по каналам цзинло. Основываясь на собственном опыте, мастер Чэнь Вантин создал комплексы формальных упражнений, которые изобилуют круговыми вращательными движениями, что способствует правильной циркуляции энергии.

Огромной заслугой Чэнь Вантина является создание и введение в тренировочный процесс упражнении «туйшоу», посредством которых достигался высокий уровень мастерства ведения поединка. Аналогичные упражнения были разработаны для тренировки с оружием, что в конечном итоге привело к упрощению владения длинным оружием и одновременно повысило боевою эффективность его применения.

Помимо технических нововведений Чэнь Вантин большое внимание уделял теории боевого искусства. Не будет преувеличением сказать, что созданная им общая концептуальная теория тайцзи-цюань, является жемчужиной наследия великого мастера.

Выдающимся мастером тайцзи-цюань был Чэнь Чансин, второе имя Чэнь Юнтин (1771 -1853), представитель седьмого поколения. Он творчески переработал и обобщил традиционные комплексы «лао цзя», которые существуют и по сей день - первый и второй комплекс. Впоследствии всю систему тайцзи-цюань стали называть «лаоцзя».

Ученик Чэнь Чансина – Ян Фукуй или Ян Лучань (1799 – 1872) – это исключительный случай, когда не член семьи был допущен к изучению стиля – основал новый стиль – тайцзи-цюань Ян. Ян Лучань – 7-й преемник в цепи передачи традиции. Ян Лучань стал преподавать ушу в аристократических семьях Пекина. Для своих учеников он придумал облегчённые позы с более высокими стойками.

При 4-м преемнике стиля Ян, Ву Цзяньцюане (1870 – 1942), образовалось ещё одно семейное направление – тайцзи-цюань семьи Ву.

Еще одним представителем шестого поколения, который внёс определенные коррективы в структуру комплексов таолу, был Чэнь Юбэнь. Он отказался от некоторых сложнокоординационных движений и впоследствии его направление стали называть «синь цзя».

Представитель седьмого поколения Чэнь Цинпин жил в деревне Чжаобаочжень, расположенной в нескольких километрах к северо-востоку от Чэньцзягоу. Он также внёс свои коррективы в исходные комплексы, придал им большую динамичность, вместе с тем усложнив всю структуру тайцзи-цюань. Его направление через преемника – Хэ Чжаоюаню (1811 – 1891), онователю стиля тайцзи-цюань Хэ и получило название «Чжаобао цзя».

Далее ветвь через Чэнь Цинпина перешла к У Юйсяну (1812 – 1920), 8-му преемнику, который основал новый стиль – тайцзи-цюань У.

Таким образом, тайцзицюань разделился ещё на две ветви. Но этот процесс не прекратился. В свою очередь, 4-й преемник У Юйсяна – Сунь Лутан (1861 – 1932) стал основоположником тайцзи-цюань Сунь.

Представитель девятого поколения корневого направления Чэнь Факэ, второе имя Чэнь Фушен (1887 - 1957), внес огромный вклад в дело развития и популяризации тайцзи-цюань. С 1929 по 1957 годы он преподавал искусство поединка в Пекине и обучал людей, не принадлежащих к клану Чэнь, но не раскрыл при этом секреты старой семейной школы. Свою систему он построил на сочетании приемов включающих захваты, броски, мощные толчки, удары и подсечки. Эффективность его техник была чрезвычайно высока, что снискало ему славу лучшего мастера в Китае и человека № 1 в тайцзи-цюань. У Чэнь Факэ было много учеников и последователей, среди них Чэнь Чжаосюй, Гу Люсинь, Фэн Чжицян, Хун Цзюньшэн, Ли Цзинь и его сын, главный преемник Чэнь Чжаокуй (1928 – 1981).

Чэнь Чжаокуй продолжил дело отца, тренировался с большим упорством, к тому же он был одарённым человеком, постиг истинную суть тайцзи-цюань коренного стиля Чэнь. С 1960 по 1981 годы он преподавал тайцзи-цюань в Шанхае, Наньцзине, Ханчжоу, Шицзячжуане, Цзяоцзо и других местах. У него было много учеников, но с 1972 по 1981 год наиболее близким другом и соратником Чень Чжаокуя был Ма Хун (1927), который по настоящее время является непосредственным носителем семейной техники. Ма Хун является высокообразованным человеком, что дало ему возможность описать все подробности и скрытые нюансы движений. Он автор многих книг по тайцзи-цюань стиля Чэнь, является также одним из 13-ти самых известных мастеров ушу в Китае.

Учеником Ма Хуна и 12-м преемником в традиции тайзци-цюань семьи Чэнь стал Ван Сян (1946). С раннего детства занимался шаолиньцюань и впоследствии посвятил много лет изучению традиционной китайской медицины, различных видов цигун и тайцзи-цюань стиля Ян, затем старого Чэньского под руководством Ма Хуна. Через много лет Ван Сян объединил свой опыт во «внутреннем» и «внешнем» цигун, исследуя множество литературы и продолжая упорные тренировки тайцзи, основал семейную школу Ушу «ЛунВанМэнь» («Врата царя драконов»). С 1993 года начал обучать семейному искусству тайцзицюань семьи Чэнь в России, в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге одним из первых и внутренних учеников мастера Ван Сяна стал Александр Всеволодович Тарайковкий (1946 - 2006), мастер спорта по дзюдо и самбо, бывший тренер сборной СССР, почётный изобретатель СССР. В 2003 году Александр Тарайковский приехал в Москву и создал Московский Центр Семейной Школы Ушу «Лунванмэнь». За короткое время центр добился заметных успехов благодаря творческому приложению его руководителя, мастера Тарайковского, научных принципов к системе динамической медитации и боевых единоборств, выработанных кланом Чэнь и ставших основой других стилей. Этот уникальный и, как оказалось, эффективный подход лёг в основу особой системы тренинга тела, психики и духа, которая позволила описать принципы и практику тайцзи-цюань в доступных для современного западного человека терминах биофизического движения и ментальных (психических) процессов при визуализации энергетических потоков внутри тела.


ИСТОКИ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ


Основными направлениями развития
тай-цзи цюань стали стили вуданг, чень и ян.


Многих учеников озадачивает наличие множества стилей тай-цзи. Чтобы исключить путаницу, я счел необходимым познакомить читателей с родословной этого искусства и предложить их вниманию краткий экскурс в историю возникновения и развития школы с последующим ответвлением разнообразных направлений и стилей. Читатель сможет сравнить особенности разных стилей, которые будут подробно и в строгом соответствии с учениями великих мастеров прошлого описаны в следующих главах этой книги.
Как уже было сказано, термин «тай-цзи» переводится как «космос» и является производным от названия «Ицзин» (И-чин), или «Книги перемен», являющейся сокровищницей даоской философии. Однако достоверных свидетельств происхождения самого искусства не со­хранилось, несмотря на обилие теоретических выкладок по этому поводу. Существует летопись времен династии Тан (618—907), повествующая об отшельнике Шу Шуань Пине, владевшем искусством под названием «37 приемов тай-цзи » или «Ченчуань» («Длинный кулак»), по аналогии с китайским названием великой реки Янцзы («Длинная река»), поскольку выполнение приемов напоминало плавное и продолжительное течение национальной святыни. Примерно в то же время на горе Вуданг проживал даоский священник Ли Дао Дзы, практиковавший искусство под названием «Первозданный длинный кулак», во многом напоминавшее «37 приемов тай-цзи ».
Первое упоминание термина « тай-цзи цюань» можно встретить в классическом трактате «Способ достижения Просветления посредством чтения Священной Книги», написанном Ченом Линь Ши в последние годы правления династии Лиань (907—923). Учителем Чен Линь Ши был Хань Гонг Ю, назвавший свое искусство «14 приемов тренировки тай-цзи ».

ЗАН САНЬ ФЕН И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ


Большинство исследователей единодушно признают основателем тай-цзи цюань даоского священника Зан Сань Фена (иногда его имя произносят как Чан Сань Фун), жившего в конце правления династии Сон (XIII в.). После изучения в монастыре Шаолиня кунг-фу, цигун и дзэн Зан Сань Фен продолжал совершенствоваться в боевом искусстве и духовном развитии в Пурпурном храме, располагавшемся на вершине самой почитаемой в даосизме горы Вуданг.

Однажды Зан Сань Фен оказался свидетелем поединка между змеей и журавлем (в некоторых источниках воробьем). Увиденное вдохновило его на создание стиля, сглаживающего жесткую динамику школы кунг-фу и названного впоследствии «32 длинных кулака Вуданг». Позднее это направление получило название « тай-цзи цюань». Зан Сань Фен стал первым мастером боевых единоборств, отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком, «набивания» ладоней и пальцев в емкостях с горохом, поднятия тяжестей и отдавшим предпочтение «внутренним» методам тренировки, таким как контроль за дыханием, укрепление энергии ци и медитации. Он по праву считается родоначальником внутреннего кунг-фу, объединявшего стили тай-цзи цюань, пакуа и синьи. Большинство школ тай-цзи почитают этого мастера как отца-основателя тай-цзи цюань. Исключение составляет стиль чень, о котором будет рассказано несколько позже.



Термины «юньгуань», «даньтянь», «ниюнь» и «зонгу-ань» соответствуют энергетическим центрам тела; «кань» обозначает солнечное сплетение; «ву» и «йи» имеют отношение к циркуляции в теле жизненной энергии, известной в искусстве цигун как «Малая Вселенная». «Желтая Женщина», «ребенок» с «пурпурной матерью», «дракон», «тигры» и «золотой петух» символизируют воплощение разума и энергетического единства, вступающих в союз для порождения жемчужины эликсира, или внутреннего озарения. «Деревья, не отбрасывающие тени» являются переложением выражения Гуя Неня о том, что «бодхи — это не дерево», то есть концепции учения дзэн о бесформенности конечной реальности; ссылка на «четыре принципа» есть не что иное, как «Четыре Благородные Истины» учения Гаутамы Будды. Эзотерическая символика стихотворения отражает знания, полученные Зан Сань Феном в монастыре Шаолинь.

Существует достаточно свидетельств реального существования Зан Сань Фена, хотя некоторые ученые склонны его мифологизировать. На горе Вуданг до сих пор покоятся две огромные каменные плиты, прославляющие Зан Сань Фена как даоского святого. Оба памятника были возведены во времена династии Мин императорами Сень Зу и Йинь Зон. В «Истории императорской династии Мин» есть запись о том, что Зан Сань Фен родился в 1247 году, изучал даосизм под руководством наставника по имени Огненный Дракон на горе Наньшань в Шэньси и в течение девяти лет совершенствовал свой дух на горе Вуданг. Там же он стал известен как «Святой Бесконечного Духовного Достижения» и стал первым патриархом внутренней школы боевых искусств. В «Летописях Великой Вершины Горы Вечного Мира» есть упоминание о том, что он занимался исследованием инь—ян космосаи изучал источник долголетия черепах и журавлей, причем добился ощутимых результатов. «Книга облаков и воды» рассказывает, как Зан Сань Фен, с лютней и мечом за спиной, напевая даоские песни, расхаживал по горам, постигая удивительные тайны космоса.

ПЕРВЫЕ МАСТЕРА ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ


Последователем Зан Сань Фена стал даоский священник Тайи Жен Рен, славившийся своим искусством владения мечом. В конце правления династии Мин кунг-фу школы Вуданг, первоначально практиковавшееся даоскими жрецами Пурпурного храма, получило широкое распространение. Даоский священник Ма Ю Чень передал свое искусство духовному ученику Ван Дзун Ю, который назвал технику «искусством тай-цзи цюань Вуданг». Его «Трактат по тай-цзи цюань» и поныне считается классическим трудом.

Двумя другими прославленными учениками Ма Ю Че-ня стали Ми Ден Сиа и Гуо Ши Юань, получившие известность как «два святых». Есть основания предполагать, что они обучили кунг-фу стиля вуданг Дон Хай Чуаня, основателя стиля пакуа. Если принять это за основу, то напрашивается вывод о том, что тай-цзи цюань и кунг-фу стиля пакуа (багуа) имеют один и тот же источник происхождения — кунг-фу стиля вуданг.

Ван Дзун Ю передал искусство другому мирянину — Дзан Сун Си, который, в свою очередь, обучил Дан Си Нана. Учеником последнего стал Ван Дзен Нан, который ввел понятие «внутренней школы», в отличие от «внешнего кунг-фу» школы Шаолиня. Считается, что Ван Дзун Ю или Дзан Сун Си передали технику вуданг семейству Чень из деревни Чень Жиа Гоу провинции Хенань, где искусство стало известным под названием « тай-цзи цюань». В то же время семейство Чень, основоположники одноименного стиля, утверждали, что искусство было окончательно преобразованоотражает процесс познания в таи-цзи цюань, а упоминаемый трактат «Книга Желтого Дворца» является основополагающей даоской книгой по цигун и духовному развитию личности.


Несмотря на то что нет полной уверенности в авторстве (искусства) Чень Ван Тина, можно с уверенностью сказать о том, что он внес неоценимый вклад в развитие философии тай-цзи, и сам термин, обозначающий это искусство, был введен в обращение при его жизни; ранее система носила название «кунг-фу стиля вуданг».

СТАРАЯ И НОВАЯ, БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ ФОРМЫ ТАЙ-ЦЗИ




По традиции искусству тай-цзи обучались только члены клана Чень. На рубеже XVIII века четко определились два основных направления: Старая Форма, представленная Чень Чан Сином (1771 —1853), и Новая Форма, представителем которой был Чень Ю Бен, чей ученик Чень Дзин Пин (1795—1868) впоследствии усовершенствовал стиль, добавив технику круговых движений. Версия Чень Дзин Пина стала называться Малой Формой, которой автор начал обучать учеников, не принадлежавших к семье Чень, перебравшись в лежащий по соседству городок под названием Жао Бао. Так за Малой Формой закрепилось название «стиля жао бао».

Строго говоря, три перечисленные формы не являются самостоятельными стилями, а представляют разные версии одного и того же стиля чень. В Старой Форме движения «перетекают от корпуса к рукам». Например, если вы собираетесь провести удар кулаком, то встаете в соответствующую стойку и, выполняя прием, передаете момент движения, начиная с ног, через корпус на ударную точку руки. Таким образом, для Старой Формы характерны существенные перемещения, причем развитию силы уделяется приоритетное значение.

Движения Новой Формы «перетекают от рук к корпусу». Так, при ударе движение начинает рука, а не ноги и корпус, которые активизируются в момент завершения атаки. На вооружении у Новой Формы значительно меньше движений, чем у Старой Формы, поэтому выполнение приемов значительно ускоряется, что является существенным преимуществом в бою. Следует заметить, что незначительные перемещения корпуса в момент удара не имеют целью усиление силы атаки за счет веса тела, как это принято в некоторых «внешних» школах боевых искусств, но предназначены исключительно для беспрепятственного притока внутренней силы к точке контакта.

В Малой Форме необходимость в движениях корпуса отпадает; ее компенсирует «закручивающее» движение руки, порождающее то, что называется спиральной силой. Из этого следует, что Малая Форма усилила эффективность тай-цзи цюань, не только увеличив мощь проведения приемов, но, сократив время их выполнения за счет меньшего количества движений, позволяя не растрачивать энергию и поддерживать более устойчивое равновесие.

Мастера тай-цзи цюань советуют новичкам начинать с изучения Старой Формы, позволяющей усвоить основную динамику базовых движений. На промежуточном этапе, когда ученики уже освоили применение внутренней силы при проведении приемов Старой Формы, можно переходить к тренировке боевого применения Новой Формы. На заключительном (продвинутом) уровне следует практиковаться в технике Малой Формы для увеличения силы, скорости и достижения оптимального равновесия.

Существует также и так называемая Большая Форма, получившая развитие позднее, в стиле ян. ЯН ЛУ ЧАНЬ И СТИЛЬ ЯН

Бытует занимательная легенда о возникновении стиля ян. Согласно этой истории, Ян Лу Чань (1799—1872) продал свое имущество и нанялся батраком в семью Чень Чан Сина ради возможности выведать секрет тай-цзи цюань. Он настолько преуспел в этом занятии, что не только никто не разоблачил его «коварные замыслы», но и сам Ян Лу Чань достиг высокого уровня мастерства, тайно наблюдая за тренировками членов семьи.

В один прекрасный день мастер кунг-фу вызвал на поединок главу клана. На вызов ответили сын Чень Чан Сина и его лучший ученик, но оба потерпели полное поражение. Незнакомец потребовал поединка с самим хозяином, но ему ответили, что главы семьи нет дома. Однако пришлый мастер не оставил своих намерений, поселился на местном постоялом дворе и в течение нескольких месяцев каждые три дня возвращался с прежними требованиями. Казалось, ничто не спасет семью от неминуемого позора.

В очередной раз визитер заявился в дом семейства Чень и, как обычно, заявил: «Я был бы рад увидеть господина Чень Чан Сина, чтобы научиться у него некоторым боевым приемам». В переводе на обыденный язык это означало: «Я здесь и готов к дружескому поединку».

Один из старших учеников ответил: «Извините, господин, наш мастер все еще не вернулся из путешествия».

«Ну что ж, я вернусь через три дня»,— прозвучало, как обычно. Однако не успел бросивший вызов выйти со двора, как, к удивлению всех присутствовавших, вперед выступил батрак и заявил: «Гоподин, я также немного занимался тай-цзи цюань стиля чень и, хотя я только новичок, буду вам очень признателен, если вы научите меня некоторым приемам». В переводе с языка вежливости и уважения это означало: «Я готов к дружескому поединку». Как вы уже догадались, этим батраком был Ян Лу Чань.

Присутствовавшие были просто поражены, когда Ян Лу Чань, используя аутентичную технику тай-цзи цюань стиля чень, победил противника. Однако победить в бою не означало получить прощение за проступок, караемый смертью, каковым по тем временам являлось «похищение» секрета боевого искусства. Трижды поклонившись мастеру и предложив ему чаю, виновник чистосердечно высказался: «Господин, я совершил тяжкое преступление, похитив тайну вашего боевого искусства. Я осознаю последствия своих действий и готов с покорностью выслушать ваш приговор».

Атмосфера накалялась. Неужели мастер вынесет смертный приговор? Вне всякого сомнения, Ян Лу Чань защитил честь семьи, но мастер обязан пресекать всякие нарушения дисциплины. Каков же будет вердикт?

Чень Чан Син сделал несколько глотков из предложенной ему чашки с чаем и промолвил: «Какое преступление? Наказанию подлежит чужак, похитивший секрет боевого искусства. Тебя же я не считаю таковым. Я пью предложенный тобою чай, тем самым считая тебя своим учеником. Все мы гордимся новым членом нашего клана, спасшим семью от позора и увенчавшим искусство тай-цзи цюань стиля чень лаврами».

Мне с трудом верится в правдоподобность рассказанной легенды, но Ян Лу Чань, без сомнения, прославил искусство стиля чень. Перед тем как обосноваться в Пекине и открыть собственную школу тай-цзи цюань, он много путешествовал по всей стране, вызывая на поединки мастеров кунг-фу и неизменно побеждая их. Прозванный «Непобедимым Яном», он стал первым чужаком, сломавшим традицию семейственности клана Чень за одно поколение до того, как Чень Дзин Пин покинул семью и открыл школу в Жао Бао.

СТИЛИ ВУ И СУНЬ

Ян Лу Чань передал свое знание By Ю Шианю (1813—1880) и его сыновьям Ян Бан Ху (1837—1890) и Ян Дзян Ху (1839—1917). Впоследствии By Ю Ши-ань обучался под руководством Чень Дзин Пина и, в свою очередь, стал наставником Ян Бан Ху. Позднее его стиль, соединивший в себе элементы Старой Формы Ян Лу Чаня и Новой Формы Чень Дзин Пина, стал известен как тай-цзи цюань стиля ву.

Лучшим учеником Ян Бан Ху стал By Чуань Ю (1834—1902), внесший свою лепту в дальнейшее развитие стиля ву.

Другой последователь Ву Ю Шианя, Ли Йи Ю(1832— 1892), передал технику Малой Формы Хоу Вей Женю (1849—1920). Учеником последнего стал знаменитый Сунь Лу Тань (1861 —1932), который преуспел во всех трех направлениях внутреннего кунг-фу: синьи, пакуа и тай-цзи цюань, объединив их в новый стиль, получивший известность как «тай-цзи школы сунь».



ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

В настоящее время наиболее популярной школой тай-цзи цюань является стиль ян. Внук Ян Лу Чана, Ян День Фу (1883—1936), творчески пересмотрел переданное ему отцом наследие Старой Формы, расширил и «смягчил» набор движений, направленных на оздоровительный эффект от занятий по тай-цзи цюань. С тех пор тай-цзи цюань стиля ян называют Большой Формой, в которой отсутствуют прыжки и жесткая техника рук и ног, предназначенная для смертельного боя. Движения стали медленными, плавными и изящными, напоминающими грациозный танец, хотя сам автор этой школы был грозным и опытным бойцом.

Тай-цзи цюань претерпело эволюцию в трех поколениях, начиная от боевого искусства Ян Лу Чана до комплекса оздоровительных упражнений, разработанного Ян Ден Фу. Подобные метаморфозы принесли немало пользы. Так, теперь не отличающиеся большими способностями и пожилые люди могли его практиковать. Однако, на мой взгляд, такое положение дел не лишено недостатков. К наиболее существенным следует отнести низведение боевого аспекта до такого уровня, когда сам термин «тай-цзи» теряет первоначальное значение. Как известно, название представляет собой сокращенную форму китайского выражения «тай-цзи цюань-фа», где «тай-цзи» переводится как «космос», а «цюань-фа» — как «искусство кулака» или «боевое искусство». В действительности многие люди, целью которых является исключительно обретение физического здоровья, занимаются именно «тай-цзи», но никак не «тай-цзи цюань».

В то же время, практикуя искусство с оздоровительными целями, но оставляя в небрежении его боевой аспект, эти люди не достигнут значительных успехов; они не добьются в полной мере непреходящей бодрости тела и духа, спокойствия и выносливости, поскольку эти качества обусловлены и вырабатываются системой подготовки именно бойца. Иными словами, занимаясь тай-цзи как утренней зарядкой, вы, возможно, улучшите свое самочувствие, но никогда не обретете скорость оленя, безмятежность журавля, выносливость вола, храбрость тигра и долголетие черепахи, то есть те качества, которые свойственны признанному мастеру боевых единоборств.

Если проследить историческое развитие тай-цзи цюань со времен Зан Сань Фена до наших дней, то можно отметить очевидный выигрыш во времени изучения и не менее существенное снижение качественных характеристик прикладного значения. Тремя последовательными этапами тай-цзи являются: тай-цзи цюань стиля вуданг, стиль чень и стиль ян. Цель первого была возвышенной и величавой — познание вселенских законов. Стиль чень обозначил уход от духовного развития в сторону практического применения в рукопашном бою, а стиль ян свел боевой аспект искусства практически к нулю. Большинство современных адептов тай-цзи занимаются древним искусством исключительно ради поддержания хорошей физической формы, даже не подозревая о том, что тренируются по системе боевого единоборства, и едва ли задумываясь о пути к духовному совершенству.

Подобная отповедь не означает, что стиль вуданг превосходит остальные школы. Любое направление тай-цзи цюань при правильной тренировке способствует достижению высот мастерства, а любой стиль без должного понимания его значения и целей сводит упражнения к искусству заурядного танца. Положение дел в современной практике вызывает серьезные опасения: новички, едва окончившие ускоренные курсы, сами начинают обучать других. Не удивительно, что такой «инструктор» не в состоянии вспрыгнуть на стул или догнать отходящий от остановки автобус. Такие слабаки способствуют вырождению тай-цзи в чисто демонстрационную технику, в то, что мастера называют «цветастыми кулаками» и «вышиванием ногами». Целью моей книги является представление философии и обучающих методик тай-цзи цюань в полном соответствии с наследием величайших мастеров, дающим усердным практикам возможность получить то, что они выбрали и к чему стремятся.

Источник: Вон Кью-Кит "Тай-цзи Цюань. Полное руководство по теории и практике"

развития Тайцзи-цюань в той форме, которая существует и по сей день, принято связывать с семьей Чэнь, а именно с легендарным основателем Чэнь Бу (Chen Bu) (род. в 1368 г.), выдающимся практикующим и мастером боевых искусств, родом из Шаньси (Shanxi). Известно, что в 1374 году семья Чэнь переехала в провинцию Хэнань (Henan) в место, которое сегодня называется Чэньцзягоу (Chenjiagou), что в переводе с китайского означает «овраг семьи Чэнь».

Линия наиболее знаменитых мастеров стиля Чэнь включает:
Чэнь Вантин (Chen Wangting) (1600-1680) – офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин. Считается, что он был потомком Чэнь Бу в девятом поколении. Чэнь Вантину приписывается создание Кулака Чэнь (Chen Quan), практики с широким мечом (меч Дао) и техники работы с копьем. Он был широко известен и популярен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам в то время. Помимо высокого мастерства в боевых искусствах, Чэнь Вантин был выдающимся общественным деятелем. В преданиях о Чэнь Вантине говорится, что днем он cовершенствовал свое боевое мастерство, а ночью изучал китайскую литературу и право. Основная заслуга Чэнь Вантина в развитии тайцзи-цюань заключается в том, что он смог вложить их в понимание искусства Тайцзи-цюань, включив в него знания китайской медицины, акупунктуры, дыхательных техник (tuina), системы Дао-инь (daoyin). Считается, что именно Чэнь Вантину принадлежит заслуга создания понятия и упражнений «шелковой нити».

Чэнь Чжансин (Chen Zhangxing) (1771-1853) – представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь. Ему приписывается заслуга синтезирования форм, переданных ему его предшественником. Необходимость изменений была продиктована высокими физическими нагрузками, которые предъявляли традиционные последовательности и адаптации их для практического применения на более массовом уровне).

Чэнь Юбэнь (Chen Youben) – еще один представитель четырнадцатого поколения. Чэнь Юбэну приписывается создание Синь-цзя, или «новой формы» стиля Чэнь Тайцзи, характеризующейся более сложными и «взрывными» движениями, что положило начало делению форм Тайцзи на «старую последовательность» (Laojia) и «новую последовательность» (Xinjia). Позже форма Син-цзя получила также название «малая форма» (Xiaojia).

Чэнь Цинпин (Chen Qingping) (1795-1868) – племянник и ученик Чэнь Юбеня. Чэнь Цинпин продолжил работу над «новой» формой Син-цзя, начатую его учителем. Движения в ней стали более собранными, были добавлены дополнительные круговые движения, чтобы повысить уровень реализации прикладного характера в форме. Считается, что Чэнь Цинпин способствовал развитию стиля другого известного стиля тайцзи-цюань под названием Чжао Бао (Zhao Bao).

Чэнь Синь (Chen Xin) (1849-1929) – представитель шестнадцатого поколения семьи Чэнь. Он был внуком знаменитого мастера Тайцзи-цюань Чэнь Юхэна (Chen Youheng) и братом Чэнь Юбена. В целях развития наследия своих предков Чэнь Синь начал письменно фиксировать положения теории и практические рекомендации по Тайцзи-цюань. За 12 лет он создал четырехтомный труд «Чэньши тайцзицюань тухуа цзян-и» («Наглядное изложение системы Тайцзи-цюань школы Чэнь»), в котором обобщил опыт предшествующих поколений мастеров семьи Чэнь. Этот труд и на сегодняшний день остается основным каноном знаний по тайцзи-цюань.

Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887-1957) – первый мастер, начавший преподавать «новую» форму тайцзи-цюань семьи Чэнь за пределами деревни Чэнь. Благодаря строгому контролю семьи и своему прилежанию стал признанным мастером уже в семнадцать лет. Один из немногих великих мастеров, ученики которого до сих пор живы, является одним из самых почитаемых личностей в современной деревне Чэнь.

Чэнь Чжаопи (Chen Zhaopi) (1893-1972) – покинул родовую деревню Чэньцзягоу в 1914 году и преподавал Тайцзи-цюань в самых разных уголках Китая. Именно он в 1928 году пригласил Чэнь Факе преподавать семейное искусство Тайцзи в Пекин. Теория Чэнь Чжаопи отличалась большой глубиной, будучи испытанной десятилетиями практики, и за свою жизнь он написал более четырех книг для занимающихся разного уровня. Чэнь Чжаопи также предписывается создание формы с двумя прямыми мечами.

В 1958 году Чэнь Чжаопи вернулся в Чэньцзягоу, обеспокоенный затуханием семейной традиции Тайцзи-цюань. Его усилия по возрождению Тайцзи-цюань получили позже широкое признание, а воспитанные им ученики – Чэнь Сяован (Chen Xiaowang), Чэнь Чжэнлей (Chen Zhenglei), Ван Сиан (Wang Xi’an) и Чжу Тяньцай (Zhu Tiancai) – известны в народе как «Четыре Стража Будды» Тайцзи-цюань.

Несмотря на преследования во время Культурной революции Чэнь Чжаопи тайно продолжал обучать своих учеников Тайцзи-цюань. Он даже заменил названия некоторых форм Тайцзи на коммунистические лозунги, лишь бы не дать умереть многовековому искусству. Школа и дом мастера Чэнь Чжаопи вдохновили на создание и стали местом Центра популяризации Тайцзи-цюань Чэньцзягоу.

Чэнь Чжаокуй (Chen Zhaokui) (1928-1981) – младший сын Чэнь Факэ. Чэнь Чжаокуй переехал жить к своему знаменитому отцу в Пекин в возрасте трех лет и с восьми лет он начал перенимать семейное искусство. В Пекине Чэнь Чжаокуй стал знаменит как один из первых исполнителей формы Син-цзя. В 1973 году он привез и начал преподавать эту форму в Чэньцзягоу для обучения подрастающего поколения.


Основные направления в Тайцзи-цюань стиля Чэнь

Отличительная особенность Тайцзи стиля Чэнь заключается в многообразии форм движений и глубине энергетической работы, опирающейся на универсальные законы Вселенной. В Тайцзи Чэнь присутствует мягкость и жесткость, округлость и квадратность, замедленность и ускоренность, открывание и закрывание, легкость и наполненность, скручивание и раскручивание.

ШЕЛКОВАЯ НИТЬ

В Тайцзи-цюань стиля Чэнь одним из основных отличий от других стилей Тайцзи является обязательное совершенствование в практике, называемой «шелковая нить» (chan si jin). Свое название эта практика получила в честь тутового шелкопряда, чьи движения внешне напоминают движения данной техники. Принцип выполнения «шелковой нити» лежит в основе выполнения всех форм Тайцзи Чэнь, она является тем самым «фирменным» ключом и знаком Тайцзи, который определяет характерную спиральную основу всех движений.

Функция этой практики – объединение физической и энергетической структуры всего тела и увязывание энергий его частей с центром дан-тянь, что приводит к усилению практики и наполнению движений. Само выполнение «шелковой нити» не требует больших физических усилий, овладеть ей в состоянии даже ребенок или пожилой человек. Однако достижение реального мастерства в этом искусстве требует немалого вложения времени, осознания, усилия и терпения.

Практика «шелковой нити» позволяет увязать все тело, соединяя в единое целое его сосуды и сочленения, при этом со временем усилие из физической плоскости все больше и больше уходит в плоскость энергетическую и духовную. Регулярное практикование «шелковой нити» позволяет человеку выйти на уровень задействования до 99% физического потенциала своего тела, в то время как обычный человек использует не более 40-50% от этого параметра.

ФОРМА ЛАО-ЦЗЯ

Первая разновидность Лао-цзя (Lao Jia Yi lu) (первая «старая» форма) является «прародительской» формой для всех остальных основных стилей Тайцзи-цюань (таких, например, как Ян- и У-стили). Эта форма содержит быстрые и медленные движения, большое значение в ней отводится шелковой нити, практикование которой в стиле Чэнь Тайцзи играет большую роль.

Первая разновидность Лао-цзя является важным методом подготовки и обучения в Тайцзи-цюань, поэтому обучение ей происходит до изучения всех остальных форм и последовательностей.

В целом, считается, что движения в Лао-цзя более амплитудные, чем в других формах Тайцзи-цюань семьи Чэнь. Можно также сказать, что они менее сложные. Главной особенностью выполнения формы считается опора на работу поясницы и «усвоение», фиксирование конечного положения каждого движения перед переходом к следующему.

Движения выполняются преимущественно мягко, скорость движения то замедляется, то убыстряется, быстрые и медленные движения сменяют друг друга. Техника фа-цзин(fa jin), «выброс энергии», задействуется не более чем в 25 процентах последовательности.

ПАО-ЧУЙ

Считается, что во втором комплексе стиля Чэнь, называемом «Пушечные удары» (paochui), движения достаточно сложные и энергоёмкие, ибо в нем твердость преобладает над мягкостью. Традиционно, он изучается после того, как ученик овладел основами выполнения формы Лао-цзя, что предполагает обретение осознанности и ощущения энергии ци. Мастера говорили: «Пять лет совершенствуйся в Первом комплексе, пять лет осваивай Пушечные удары». Мастера Тайцзи предупреждали, что поверхностное изучение Лао-цзя и непонимание фундаментальных принципов Тайцзи-цюань может привести ученика к формальному выполнению формы Паочуй на базе лишь внешних, хотя, возможно, и красочных движений.

Обучение данной форме связано с овладением понятием фа цзинь - взрывная сила или сила выброса. Последовательность «Пушечные удары» традиционно выполняется в стремительной, взрывной манере. Исполнение формы от начала до завершающего движения занимает не более четырех минут.

Последовательность Паочуй стиля Чэнь Тайцзи-цюань состоит из 43 движений. Благодаря большому арсеналу энергичных движений, таких как прыжки, удары, «припечатывания» и уворачивания, Паочуй считается одним из важнейших методов подготовки и тренировки тела к реальным спаррингам.

СИНЬ-ЦЗЯ

Создателем формы Синь-цзя (xinjia), последовательность «новой семьи» в отличие от Лао-цзя, последовательности «старой семьи») считается Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887 – 1957). Две разновидности Синь-цзя в целом напоминают Лао-цзя, однако они предполагают использование более тонкой энергии и более качественной динамической силы, в силу этого исполнение Синь-цзя требует большего усилия и мастерства.

ТУЙШОУ

В системе Тайцзи-цюань также существует практика, которую принято обозначать как «толкающие руки». Суть данной работы заключается в «работе по познанию себя через другого». Один из принципов туйшоу гласит: «Отбросив себя, сопровождай партнера», то есть в соответствии с внешней силой противника необходимо научиться выстраивать свой ритм, качество контроля и слушания. Если движения противника быстрые – отвечают быстро, если медленные, то медленно. Находясь в постоянном контакте с руками партнера, практикующий учится слушать и перенаправлять атакующее усилие противника и, используя силу и энергию этого же движения, проводить свои контрприемы. Так познается понятие гармонии и баланса в парном взаимодействии.

Исторически существует два типа туйшоу: работа в перемещении и работа на месте. После овладения основами туйшоу на месте практика туйшоу начинает отрабатываться в перемещении на один шаг, затем на три шага и, наконец, в свободном перемещении. С ростом мастерства практикующего может также повышаться скорость перемещения и выполнения движений, а также уровень технической сложности приемов.

Методически практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:
Тин (слушание) – умение слушать и чувствовать противника.
Цзоу (ведение) – следование атакующему движению противника.
Hянь (прилипание) – следование отступающему противнику.
Хуа (трансформация) – объединение в единое движение усилий цзоу и нянь.
Фа (выброс) – атакующее движение.

РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Из всех стилей Тайцзи-цюань стиль Чэнь содержит больше всего техник по работе с оружием: с мечом Цянь, мечом Дао, парными мечами, с копьем, алебардой, шестом, различные формы парной работы с оружием, а также работу с предметами, которые не входят в основную программу изучения оружия (парные дубинки, длинный толстый шест, металлический стержень).
Форма с мечом Дао состоит из 23 движений, которые не очень сложны в своем исполнении, будучи достаточно прямыми и энергичными. Выполнение данной техники характеризуется высоким темпом и динамичностью, здесь применяются удары, рассечения, уколы, уклонения, плавные режущие движения, а в перемещении часто используются прыжки.
Работа с мечом Цянь предполагает больше утонченности и изящества. Основной принцип работы – не прямое противостояние противнику, а увлечение его силы в пустоту за счет уклонения с проведением последующей атаки. Форма с мечом Цянь включает в себя 50 движений и по технике выполнения напоминает исполнение форм без оружия.
Формы с копьем и длинным шестом технически очень близки по исполнению, в арсенале движений этих видов оружия толчки, удары, отклонения, уколы (для копья) и т.д. Движения с копьем и палкой достаточно динамичны и воинственны по своей природе. Форма стиля Чэнь состоит из 71 движения.
Работа с алебардой, состоящая из 30 движений, в большой степени схожа с работой копьем и длинной палкой, что естественно, ибо все эти виды оружия относятся к практикам, позволяющим прорабатывать так называемую «длинную энергию». С другой стороны, форма с алебардой содержит своеобразные уникальные движения, что определяется особенностью ее формы. Значительным отличием является и вес оружия (учебная алебарда весит 3 кг, боевая – больше 10 кг). Форма с алебардой отличается большой мощью и динамичностью своего выполнения.
Формы с парным оружием (парные мечи Цянь и парные мечи Дао) напоминают одиночные формы с этим оружием, однако они требуют гораздо большего мастерства в управлении одновременно двумя предметами. Форма с парными мечами Цзянь состоит из 39 движений, форма с парными мечами Дао – из 35 движений.

В целом, принципы работы с оружием в Тайцзи стиля Чэнь аналогичны базовым принципам практикования всех остальных форм: в любом движении тело движется как единое целое, движения собраны и увязаны с центром дан-тянь, со временем оружие должно стать неотделимой частью тела при выполнении любой техники с ним.


Чэнь Сяован – ведущий мастер стиля Чэнь Тайцзи-цюань

Самым ярким современным представителем и продолжателем линии и традиции деревни Чэнь является Чэнь Сяован (Chen Xiaowang), выдающийся мастер и хранитель традиций и секретов семьи в девятнадцатом поколении. Чэнь Сяован родился 20 октября 1945 года, в семье Чэнь Чжаосю (Chen Zhaoxu) в Ченьцзягоу. Он внук знаменитого мастера Чэнь Факэ (Chen Fake). Чэнь Сяован начал изучать Лао-цзя (илу, первую последовательность «старой» формы) с отцом в возрасте семи лет.

Рано потеряв отца (тот пострадал в бурных событиях «культурной революции» – был посажен в тюрьму, где подвергся пыткам, что навсегда подорвало его здоровье), Чэнь Сяован позже перенимал искусство Тайцзи-цюань у своих дядей (Чэнь Чжаокуй (Chen Zhaokui) и Чэнь Чжаопи (Chen Zhaopi)), которые являлись непосредственными носителями традиций семьи Чэнь в восемнадцатом поколении.

После «китайской оттепели», в конце семидесятых, вопросы, связанные с возрождением национальной культуры, в том числе и с реабилитацией боевых искусств, рассматривались на самом высоком государственном уровне. Искусство Тайцзи-цюань стало вновь активно популяризироваться в широких массах, и масштабные мероприятия национального характера стали проводиться в этой сфере с большим размахом. Три года подряд (1980-1982) Чэнь Сяован побеждал на Национальных Соревнованиях по Ушу, а в 1985 году он стал чемпионом Первого Международного Чемпионата по Ушу.

В восьмидесятые годы Чэнь Сяован возглавлял Ассоциацию по Туйшоу стиля Чэнь провинции Хэнань, был Президентом Академии Ушу провинции Хэнань, главным техническим судьей и главным консультантом многочисленных соревнований Тайцзи-цюань стилей Чэнь, Ян, У и Сунь. С 1988 года он является главным инструктором страны по Ушу (что приравнивается к статусу профессора университета), членом Национального Комитета по судейству. Многие из более трех тысяч воспитанников Чэнь Сяована занимали первые места на разнообразных национальных и международных соревнованиях. Помимо этого Чэнь Сяован имеет высокий уровень мастерства в каллиграфии, а также он является автором трех книг об искусстве Тайцзи-цюань.

С 1985 года Чэнь Сяован активно путешествует по миру, выступая на телевидении, различных конференциях и симпозиумах, пропагандируя Тайцзи-цюань и устраивая красочные демонстрации этого искусства. Он также проводит многочисленные семинары и мастер-классы в разных уголках планеты. В 1989 году правительством Китая было принято решение наградить Чэнь Сяована званием «Мастер национального значения». В 1999 году международный клуб ИНБИ совместно с Всемирной Ассоциацией Тайцзи стиля Чэнь (Германия) провели первый даосский лагерь в Словении с участием Чэнь Сяована и его сына Чэнь Иньцзюня (Chen Yinjun). С тех пор это событие стало регулярным ежегодным фестивалем Тайцзи-цюань и даосских практик, который посещает большое количество серьезно занимающихся людей из самых разных стран мира.

В то же время семейство Чень, основоположники одноименного стиля, утверждали, что искусство было окончательно преобразованоотражает процесс познания в таи-цзи цюань, а упоминаемый трактат «Книга Желтого Дворца» является основополагающей даоской книгой по цигун и духовному развитию личности.

Во времена былые был я силы преисполнен,

Опасности в лицо смотрел без трепета и страха.

И императора вниманьем обделен я не был,

Дожив до зрелых лет благополучно.

Как прежде, меч сжимал рукой могучей.

Я открываю «Книгу Желтого Дворца»,

Она и друг и боевой соратник ныне.

Когда покоен я, то разум занят

Изобретеньем техники единоборства.

Когда движенья тело просит,

То иду работать в поле.

Учу детей и внуков я науке,

Как сильным стать и обрести здоровье

Бойца, который не устанет

На жизненном пути.

Мое пособие давно иссякло,

И должен я работать, чтоб покрыть расходы.

Но мне тщеславие не застилает разум,

Соратниками выбрал я терпимость и смиренье.

Пусть говорят, что стал я мрачен и безумен

Лишь улыбнусь тщете людских усилий

Достичь того, что вызывает сожаленье

И бесконечно далеко от совершенства,

Которое в душе мудрец обрящет бескорыстно.

Пусть разум озеру подобен будет

В вечерней безмятежности покоя,

А стойкость и уверенность воспрянут

Горой могучей и стремительным потоком.

Успех? — что проку от него,

В несчастье тоже смысла нет,

Все суета сует, но кто же

Покой и счастье обретет?

Отвечу вам: лишь праведный мудрец.



Несмотря на то что нет полной уверенности в авторстве (искусства, а не стихотворения) Чень Ван Тина, можно с уверенностью сказать о том, что он внес неоценимый вклад в развитие философии тай-цзи, и сам термин, обозначающий это искусство, был введен в обращение при его жизни; ранее система носила название «кунг-фу стиля вуданг».

Бесплатный хостинг uCoz