МОНАХ И БОЕЦ

ШАОЛИНЬ

Шаолиньское ушу — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддистском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн.

Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

'Наработка' означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, "кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно". В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать 'один прием на одну позицию', в атаке есть защита, в защите есть атака. 'Соответствие' - ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней. 'Храбрость' - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без колебаний. 'Быстрота' - это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь. 'Свирепость' означает, что в движениях должна быть сила. 'Подлинность' - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой если не удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие моменты:
"Кулак бьет на пространстве, где может улечься корова" (то есть для исполнения не требуется много места)
"Кулак идет одной нитью" (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии)
"При ударе рука согнута - и не согнута, выпрямлена - и не выпрямлена"
"У кулака есть форма, у удара нет формы" (то есть при тренировке комплексов кулак увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть происходящее)
"Внешне свиреп - внутри спокоен"
"Есть методы для инь, есть методы для ян" (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное)
"Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением"

В настоящее время в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:
Столбовое настаивание (статическая тренировка)
Трактаты "Ицзиньцзин" ("Канон изменений мышц") и "Сисуйцзин" ("Канон об омовении костного мозга")
"72 искусства Шаолиня"
Шаолиньские комплексы без оружия и с оружием
Шаолиньские парные комплексы
Шаолиньские приемы циньна

Шаолиньское ушу
12 Октябрь 2009

Шаолиньское ушу, шаолиньцюань, - так называют искусство ведения боя, как рукопашного, так и с применением оружия, которое зародилось и развивалось в монастыре Суншань Шаолинь. Полное название “Шаолинь-сы цюань-шу”.

История монастыря Шаолинь, расположенного на горе Суншань в провинции Хэнань, обросла таким количеством вымыслов и легенд, что даже в Китае многие воспринимают Шаолинь лишь через призму этих мифов. Что уж говорить о европейцах!

Впрочем, и сам монастырь, и развитое в его стенах ушу шаолиньцюань, заслуживают внимания и безо всяких домыслов. Действительность настолько интересна сама по себе, что нет нужды приукрашать её легендами.

“Все боевые искусства Поднебесной происходят из Шаолиньского монастыря”

В этой старой китайской поговорке уже заложена неточность. Эта неточность вполне простительна, если взять во внимание значимость вклада монахов из Шаолинь в развитие ушу.
Шаолиньские монахи оказали неоценимую услугу первому из императоров династии Танг (618-907 г.), помогли повергнуть его злейшего врага Ванг Ши-Чунга. С этого времени началась слава монастыря Шаолинь на горе Суншань. Слова “Шаолинь” и “ушу” становятся едва ли не синонимами.

На самом деле монастыри, в том числе и Шаолинь, были образованы уже в те времена, когда ушу переживало не становление, а бурный расцвет. Монастыри оказались идеальным местом для практики ушу. Пришедший в Китай буддизм привнёс в ушу стройность, стали намечаться основные школы и направления. Простой народ немного побаивался и сильно уважал бойцов-монахов. Особым уважением пользовались монахи из монастыря Шаолинь.

В те времена, X-XI вв., по дорогам Китая бродило немало монахов, которые зарабатывали на жизнь тем, что давали уроки ушу. Находились и фальшивые монахи, такие, кто надевал монашеское одеяние, и, неплохо владея ушу, выдавал себя за усэна. Монахи из других, менее знаменитых монастырей, нередко выдавали себя за выходцев из Шаолинь, что само по себе повышало их ценность как учителей. А фальшивые усэны все, как один, были шаолиньцами!

Если уже тогда Шаолинь был поводом для мистификаций, то вполне объясним современный ореол легенд, окутывающий шаолиньское ушу.

Хотя монастырь Шаолинь и не был колыбелью ушу, но вклад монастыря в развитие, совершенствование и систематизацию народных направлений ушу невозможно переоценить. Результатом стало появление шаолиньцюань.

Первые упоминания об участии шаолиньских монахов в поединках встречаются в хрониках XV-XVI вв. Известно описание схватки отряда шаолиньских монахов (в котором в действительности всего двое были из Шаолинь) с японскими пиратами.
Вооружённые только посохами монахи вступили в сражение с пиратами, у которых были мечи, копья, луки и арбалеты. Превосходство в вооружении не помогло пиратам, они были разбиты и обращены в бегство.

Вне монастырей в это время возникало множество сообществ по изучению ушу. Во время народных праздников популярны были ритуальные поединки. Ушу становилось неотъемлемой частью национальной культуры.

1206-1368 годы были временем правления монгольской династии Юань. Ушу подверглось преследованиям, и боевые искусства были вынуждены замкнуться в сети тайных школ. Для Китая это был период непрерывной борьбы с завоевателями. Шаолиньские монахи оказывали помощь повстанцам, многие из них погибли. Монастырь Шаолинь был сожжён и разрушен.
Этот период также послужил появлению немалого количества мифов, ведь всё тайное и недоступное всегда вызывает особый интерес.

После 1368 года, когда на престоле восстановились китайские правители, династия Мин, ушу вышло из опалы. Монастырь был восстановлен и быстро набрал силу и славу.
В это время создаются трактаты по ушу, возникают новые стили, совершенствуется и модернизируется оружие.
Время правления династии Мин для шаолиньцюань было временем совершенствования и развития.

Тому, кто всерьёз интересуется историей ушу, стоит внимательнее изучить историю монастыря Шаолинь. Мирные периоды сменялись в Китае периодами войн и восстаний, шаолиньские монахи не оставались в стороне от разворачивавшихся в стране событий. Сколько бы легенд и мифов не окружало монастырь Шаолинь, слава его, несомненно, заслужена, а значение в развитии ушу - неоценимо.

Бесплатный хостинг uCoz