История Тайцзи-цюань
Кем и когда был создан тайцзи-цюань точно установить невозможно. Однако из истории известно, что во времена династии Мин (1368 – 1644) был известный военачальник – маршал Ци Цзигуан (1528 – 1587). Он разработал эффективную систему кулачного искусства для воспитания воинов, основываясь на 16-ти стилях различных родовых школ и состоящую из 32-ух базовых приёмов.
Первым, кто начал практику школы и реальным основателем тайцзи--цюань семьи Чэнь считается мастер Чэнь Вантин (1587 – 1664), второе имя Чэнь Цзуотин из деревни Чэньцзягоу, которая расположена на горном перевале Цинфенлин к востоку от уездного города Вэньсянь провинции Хэнань. Он служил в армии в провинции Шаньдун, где прославился как мастер искусства кулачного боя и владения холодным оружием. Позже он переехал в родной уезд, где служил охранником и успешно боролся против местных бандитов и разбойников. Чэнь Вантин был образованным человеком, что позволило ему систематизировать знания по искусству поединка в стройную систему, которая, в последствии, получила название - тайцзи-цюань. Будучи в преклонном возрасте Чэнь Вантин занимался обобщением материалов по цюаньшу, отбирал всё лучшее и эффективное из опыта других школ, разрабатывал теорию взаимодействия противоположностей инь - ян, составлял руководство по цзинло, занимался вопросами саморегуляции, создал целостную систему тайцзи--цюань на основе взаимодействия инь - ян. Его система включала пять комплексов тайцзи-цюань, комплекс «паочуй», «108 форм чаньцюань», упражнения «туйшоу», фехтование мечом «цзянь» и «дао», копьем, шестом и др. Отличительной особенностью системы Чэнь Вантина является сочетание искусства кулачного боя с саморегуляцией, дыханием и движением энергии ци в человеческом организме по каналам цзинло. Основываясь на собственном опыте, мастер Чэнь Вантин создал комплексы формальных упражнений, которые изобилуют круговыми вращательными движениями, что способствует правильной циркуляции энергии.
Огромной заслугой Чэнь Вантина является создание и введение в тренировочный процесс упражнении «туйшоу», посредством которых достигался высокий уровень мастерства ведения поединка. Аналогичные упражнения были разработаны для тренировки с оружием, что в конечном итоге привело к упрощению владения длинным оружием и одновременно повысило боевою эффективность его применения.
Помимо технических нововведений Чэнь Вантин большое внимание уделял теории боевого искусства. Не будет преувеличением сказать, что созданная им общая концептуальная теория тайцзи-цюань, является жемчужиной наследия великого мастера.
Выдающимся мастером тайцзи-цюань был Чэнь Чансин, второе имя Чэнь Юнтин (1771 -1853), представитель седьмого поколения. Он творчески переработал и обобщил традиционные комплексы «лао цзя», которые существуют и по сей день - первый и второй комплекс. Впоследствии всю систему тайцзи-цюань стали называть «лаоцзя».
Ученик Чэнь Чансина – Ян Фукуй или Ян Лучань (1799 – 1872) – это исключительный случай, когда не член семьи был допущен к изучению стиля – основал новый стиль – тайцзи-цюань Ян. Ян Лучань – 7-й преемник в цепи передачи традиции. Ян Лучань стал преподавать ушу в аристократических семьях Пекина. Для своих учеников он придумал облегчённые позы с более высокими стойками.
При 4-м преемнике стиля Ян, Ву Цзяньцюане (1870 – 1942), образовалось ещё одно семейное направление – тайцзи-цюань семьи Ву.
Еще одним представителем шестого поколения, который внёс определенные коррективы в структуру комплексов таолу, был Чэнь Юбэнь. Он отказался от некоторых сложнокоординационных движений и впоследствии его направление стали называть «синь цзя».
Представитель седьмого поколения Чэнь Цинпин жил в деревне Чжаобаочжень, расположенной в нескольких километрах к северо-востоку от Чэньцзягоу. Он также внёс свои коррективы в исходные комплексы, придал им большую динамичность, вместе с тем усложнив всю структуру тайцзи-цюань. Его направление через преемника – Хэ Чжаоюаню (1811 – 1891), онователю стиля тайцзи-цюань Хэ и получило название «Чжаобао цзя».
Далее ветвь через Чэнь Цинпина перешла к У Юйсяну (1812 – 1920), 8-му преемнику, который основал новый стиль – тайцзи-цюань У.
Таким образом, тайцзицюань разделился ещё на две ветви. Но этот процесс не прекратился. В свою очередь, 4-й преемник У Юйсяна – Сунь Лутан (1861 – 1932) стал основоположником тайцзи-цюань Сунь.
Представитель девятого поколения корневого направления Чэнь Факэ, второе имя Чэнь Фушен (1887 - 1957), внес огромный вклад в дело развития и популяризации тайцзи-цюань. С 1929 по 1957 годы он преподавал искусство поединка в Пекине и обучал людей, не принадлежащих к клану Чэнь, но не раскрыл при этом секреты старой семейной школы. Свою систему он построил на сочетании приемов включающих захваты, броски, мощные толчки, удары и подсечки. Эффективность его техник была чрезвычайно высока, что снискало ему славу лучшего мастера в Китае и человека № 1 в тайцзи-цюань. У Чэнь Факэ было много учеников и последователей, среди них Чэнь Чжаосюй, Гу Люсинь, Фэн Чжицян, Хун Цзюньшэн, Ли Цзинь и его сын, главный преемник Чэнь Чжаокуй (1928 – 1981).
Чэнь Чжаокуй продолжил дело отца, тренировался с большим упорством, к тому же он был одарённым человеком, постиг истинную суть тайцзи-цюань коренного стиля Чэнь. С 1960 по 1981 годы он преподавал тайцзи-цюань в Шанхае, Наньцзине, Ханчжоу, Шицзячжуане, Цзяоцзо и других местах. У него было много учеников, но с 1972 по 1981 год наиболее близким другом и соратником Чень Чжаокуя был Ма Хун (1927), который по настоящее время является непосредственным носителем семейной техники. Ма Хун является высокообразованным человеком, что дало ему возможность описать все подробности и скрытые нюансы движений. Он автор многих книг по тайцзи-цюань стиля Чэнь, является также одним из 13-ти самых известных мастеров ушу в Китае.
Учеником Ма Хуна и 12-м преемником в традиции тайзци-цюань семьи Чэнь стал Ван Сян (1946). С раннего детства занимался шаолиньцюань и впоследствии посвятил много лет изучению традиционной китайской медицины, различных видов цигун и тайцзи-цюань стиля Ян, затем старого Чэньского под руководством Ма Хуна. Через много лет Ван Сян объединил свой опыт во «внутреннем» и «внешнем» цигун, исследуя множество литературы и продолжая упорные тренировки тайцзи, основал семейную школу Ушу «ЛунВанМэнь» («Врата царя драконов»). С 1993 года начал обучать семейному искусству тайцзицюань семьи Чэнь в России, в Санкт-Петербурге.
В Санкт-Петербурге одним из первых и внутренних учеников мастера Ван Сяна стал Александр Всеволодович Тарайковкий (1946 - 2006), мастер спорта по дзюдо и самбо, бывший тренер сборной СССР, почётный изобретатель СССР. В 2003 году Александр Тарайковский приехал в Москву и создал Московский Центр Семейной Школы Ушу «Лунванмэнь». За короткое время центр добился заметных успехов благодаря творческому приложению его руководителя, мастера Тарайковского, научных принципов к системе динамической медитации и боевых единоборств, выработанных кланом Чэнь и ставших основой других стилей. Этот уникальный и, как оказалось, эффективный подход лёг в основу особой системы тренинга тела, психики и духа, которая позволила описать принципы и практику тайцзи-цюань в доступных для современного западного человека терминах биофизического движения и ментальных (психических) процессов при визуализации энергетических потоков внутри тела.